Воронеж, пр-т Труда 63, оф.23
Пн-Пт с 8:00 до 17:00
Телефон
+7 (473) 254-31-10

Что сначала: опалубка или армирование

07 февраля 2024 г.

Монтаж опалубки и армокаркаса является основой монолитного строительства. Это утверждение ни у кого не вызывает сомнений, а вот по поводу порядка его внедрения в практику нередко возникают споры. Одни считают, что сначала надо собирать опалубку, другие — выполнять армирование. По-своему правы все, но это не значит, что последовательность работ не играет никакой роли. Играет, причём немалую, а вот какую — разберёмся далее.

что сначала: опалубка или армирование

Когда армирование выполняется после установки опалубки

В профессиональном строительстве вопросы типа «Что сначала: опалубка или армирование?» практически не возникают, потому что то и другое делается в закреплённом ППР порядке. ППР расшифровывается как «проект производства работ» и является организационно-технологическим документом. Разрабатывается он соответствующими специалистами с целью дальнейшего обеспечения, во-первых, высокой эффективности строительного процесса, во-вторых, максимально возможного качества монолитного сооружения. Согласно ППР опалубка чаще всего возводится первой. При этом армирование может выполняться по-разному, а точнее, путём:

  • поочерёдного укладывания армирующих элементов в готовую опалубку, сопровождающегося их вязкой;
  • опускания смонтированного на земле армокаркаса в заранее выставленную опалубку;
  • установки армирующей конструкции после сборки только одной стороны опалубки — внутренней или наружной.

Выбор технологии армирования зависит от множества факторов — особенностей будущего строения или архитектурного элемента, имеющихся в наличии материалов, характерных для конкретной местности погодных, грунтовых, гидрологических условий и прочего. Осуществляется он с опорой на нормативные предписания, фиксируется в ППР и для профессиональных рабочих является обязательным для выполнения. Именно поэтому строителям уже не приходится раздумывать, каким из возможных способов собирать металлический каркас и что делать сначала, опалубку или армирование. В домашних условиях решающую роль обычно играют знания и опыт исполнителей.

когда армирование выполняется после установки опалубки

В каких случаях армирование предшествует выставлению опалубки

Подготовка к отливке монолитных конструкций начинается с монтажа армокаркаса реже, чем со сборки опалубки. Обусловлено это, как правило, неудобством выполнения работ в таком порядке. Однако в некоторых случаях армирование не просто можно, а надо делать первым. Такая необходимость возникает в основном, когда при отливке:

  • вертикальных конструкций — колонн, башен, стен — применяется скользящая опалубка;
  • элементов архитектуры горизонтальной направленности типа тоннелей, арочных сводов, невысоких стен используется катучая опалубка;
  • вертикальных/горизонтальных сооружений или их элементов проводится постепенное наращивание палуб;
  • фундамента бетон выгружается не в опалубку, а прямо в яму, траншею или котлован.

То есть подготовка к монолитному строительству начинается не с выставления формовочного оборудования, а с армирования, если процесс бетонирования требует безостановочной работы и для наращивания металлокаркаса не хватает времени. Такой же порядок соблюдается в случаях, когда опалубка в её классическом виде не используется или когда она собирается не вся сразу, а по мере заполнения.

Какие правила касаются взаиморасположения опалубки и армокаркаса

Независимо от того, что монтируется сначала, опалубка и армирование относительно друг друга располагаются на определённом расстоянии. В среднем оно равняется 2–5 см и предназначается для образования защитного шара бетона. Данная прослойка во время эксплуатации монолита препятствует проникновению влаги внутрь. Тем самым она предупреждает развитие коррозии металлических элементов и делает бетонные здания или сооружения высокопрочными, износостойкими, долговечными.

Толщина защитного слоя регламентируется СП 63.13330.2018, где перечисляются все возможные значения — от 1 до 7 см. Эти показатели, являются минимальными для тех или иных видов монолитных конструкций с учётом размеров арматурных стержней, состава бетонного раствора, величины будущих эксплуатационных нагрузок и многого другого. Следовательно, в ходе проведения монтажных работ отклоняться от них в сторону уменьшения нельзя. А чтобы все расстояния между крайними элементами металлокаркаса и внутренними плоскостями опалубки, основания и верха гарантированно соответствовали нормативным, рекомендуем в процессе армирования применять специальные фиксаторы для арматуры.

Остались вопросы?

Получите консультацию по телефону +7 (473) 254-31-10 или воспользуйтесь формой обратной связи

Отправляя сообщение, вы принимаете пользовательское соглашение и подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности данного сайта.