- Главная
- БЛОГ
- ВСЁ ОБ ОПАЛУБКЕ
- Расчет амортизации опалубки
Расчет амортизации опалубки
Категории блога
Популярные записи
С целью обеспечения непрерывности функционирования подрядным организациям, специализирующимся на строительстве монолитных зданий и сооружений, приходится время от времени приобретать оборудование для формовки бетонных конструкций. Затраты на опалубку в бухгалтерской документации могут отражаться разными способами, но чаще всего они списываются через расчёт амортизации.
Амортизация опалубки: понятие и необходимость расчёта
Амортизация опалубки является видом расхода строительного бизнеса, который предполагает списание потраченных на покупку оборудования денежных средств не в один приём, а в несколько. Делается это для того, чтобы, во-первых, избежать проблем со стороны налоговой инспекции. В противном случае из-за большой стоимости приобретения данные бухгалтерской документации будут в текущем месяце показывать резкое снижение дохода или даже убыток и, следовательно, не получится корректно начислить ни налог на имущество компании, ни налог на прибыль от его использования.
Во-вторых, амортизация опалубки помогает правильно определить себестоимость услуг подрядной организации. Включаясь в содержание цен, она даёт возможность учитывать все расходы на приобретение формовочных систем и тем самым способствует обеспечению их окупаемости.
Ну и, в-третьих, проведение расчёта амортизации опалубки — это надёжный способ сохранить размеры дивидендов на обычном уровне. Если же списать всю сумму затрат на покупку оборудования единовременно, то в текущем отчётном периоде доходы совладельцев компании значительно уменьшатся либо последние вообще останутся без прибыли.
Основные правила и способы начисления амортизации опалубки
Деятельность большинства компаний, оказывающих услуги монолитного строительства, базируется на использовании формовочных систем многократного назначения, поэтому основная часть вопросов по расчёту амортизации касается опалубок с оборачиваемостью >1. Проводится данная процедура с опорой на ПБУ 6/01 и ГЭСН 81–02–06–2001, согласно которым каждый комплект соответствующего оборудования включается в список основных средств и отражается в бухгалтерской документации как единый инвентарный объект.
Размер амортизационных отчислений при проведении сметных расчётов определяется по формуле:
X = A × B × C × 1,2 ∶ Y, если речь идёт о металлической опалубке со стальными щитами,
или X = (B × V ∶ J + M × W ∶ Z) × A × 1,2, если дело касается многоразовой системы другого вида. Буквенные символы при этом обозначают:
- X — расчетную сумму амортизации в рублях;
- A — суммарную площадь комплекса подлежащих заливке бетоном конструкций или высоту скольжения при работе с соответствующим типом конструкции;
- B — общую массу опалубочных компонентов;
- C — стоимость опалубки;
- Y — норму оборачиваемости опалубочного оборудования из металла;
- V — рыночную стоимость палубы, помноженную на стандартизированный коэффициент Р;
- M — массу опалубочной конструкции с учётом всех вспомогательных элементов, помноженную на стандартизированный измеритель П;
- W — суммарную рыночную стоимость вспомогательных компонентов;
- J и Z — норму оборачиваемости всех составляющих конструкции опалубки, включая крепёжные и вспомогательные детали.
В НК РФ (п.1 и 3 ст. 259) предлагается ещё два подхода к расчёту амортизации опалубки — линейный и нелинейный. В бухгалтерской практике большей популярностью пользуется первый. Он предполагает применение равенства K = (1 ∶ n) × 100 %, в котором:
- К — норма амортизации, выраженная в процентах к первоначальной стоимости;
- n — срок полезного использования амортизируемого объекта, выраженный в месяцах.
При этом наибольшую сложность в определении вызывает срок полезного использования. Его компаниям-налогоплательщикам приходится вычислять самостоятельно, ориентируясь на классификацию основных средств, технические условия и рекомендации производителя опалубки. В процессе такого расчёта циклы заливки переводятся в месяцы. Количество последних зависит от частоты и особенностей применения оборудования, поэтому сроки полезного использования даже у одинаковых комплектов могут иметь существенные различия.
Наиболее распространённые вопросы по расчёту амортизации опалубки
Несмотря на наличие в ГЭСН и ФЕР готовых формул (они описаны выше) бухгалтера компаний-подрядчиков при составлении смет, списании средств и определении размеров налоговых отчислений всё равно нередко испытывают трудности. Связано это с особенностями строения и применения, большим разнообразием формовочных конструкций, а также с информацией о них, представленной в нормативных документах специфическим образом. Чтобы внести некоторую ясность, предлагаем к рассмотрению несколько наиболее распространённых примеров решения проблем, связанных с расчётом амортизации опалубки.
Начислять ли амортизацию при покупке несъёмной опалубки?
Несъёмная опалубка используется однократно, поэтому она не включается в состав ОС и, следовательно, не является амортизационным имуществом. Амортизация в данном случае может начисляться только на многоразовые опорные и крепёжные элементы, если в совокупности они соответствуют изложенным в п. 5 ПБУ 6/01 нормам.
Как поступать с начислением амортизации опалубки, которая временно не эксплуатируется?
Согласно НК РФ опалубка, пребывающая по решению руководства компании на консервации со сроком более 3 месяцев или на реконструкции/модернизации со сроком более 12 месяцев, исключается из состава амортизируемого имущества, а значит, проведение расчёта амортизации прекращается.
Как проводить расчёт амортизации, если опалубка берётся в аренду?
В случае взятия опалубки в аренду расчёт амортизационных отчислений не делается.
Стоит отметить, что при начислении/неначислении амортизации опалубки необходимо руководствоваться не только НК, ГЭСН, ПБУ, постановлениями ФАС или соответствующими методическими рекомендациями, но и учитывать все экономические показатели, связанные с приобретением данного оборудования. Если решение принимается в пользу начисления амортизации, то в учётной политике компании необходимо закреплять наиболее подходящий из вышеупомянутых или иных способов проведения расчётов и не менять его на протяжении как минимум 5 лет. В случае выявления низкой эффективности выбранного метода можно прибегнуть к использованию какого-либо другого, но, опять же, сделать это разрешается только по прошествии 5 лет с начала применения первого и только после фиксации нового подхода в документах компании.
Остались вопросы?
Получите консультацию по телефону +7 (473) 254-31-10 или воспользуйтесь формой обратной связи